Большая атомная подводная лодка  Псков
 

Гибель К-159

О трагедии, произошедшей в Баренцевом море, сразу доложили президенту России Владимиру Путину. По его поручению, на Северный флот срочно вылетел Министр Обороны РФ Сергей Иванов. По прибытии в Североморск, он заявил: «Хочу подчеркнуть, никто здесь не ищет стрелочников. Я не судья. Степень вины каждого будет определять суд и следствие. Расследование будет проводиться очень тщательно, невзирая на чины и звания». И оно началось…с предъявления обвинения Главной Военной прокуратурой РФ капитану 2 ранга Сергею Жемчужнову, который исполнял обязанности старшего по буксировке АПЛ «К-159». Ему в вину поставили то, что во время перехода были нарушены технические формы буксировки, а также не было оперативного реагирования на обрыв понтонов. Так решило руководство флота. А как было на самом деле?

Трагедия АПЛ «К-159» проекта 627-А – это первый опыт советских конструкторов по строительству атомных подводных лодок. Субмарины этого класса были основной ударной силой подводного флота в 60-х годах прошлого века. АПЛ «К-159», десятая в серии, вошла в боевой состав Северного флота в 1963 году. За четверть века службы совершила девять автономных походов, прошла боле 210 тысяч морских миль. В последний раз «К-159» выходила в плавание в 1988 году. После этого похода АПЛ с заглушенными реакторами четырнадцать лет простояла на приколе в Гремихе рядом со списанными подлодками такого же класса. В свой последний поход «К-159» вышла 28 августа 2003 года, лодку буксировали в город Снежногорск для последующей утилизации. 30 августа 2003 года в 2 часа 51 минуту в Баренцевом море в 3 милях северо-западнее острова Кильдин на 238-метровой глубине АПЛ затонула. В ходе проведения спасательной операции спасти удалось лишь одного старшего лейтенанта Максима Цибульского. Спасательными катерами были найдены и подняты на берег тела еще двух моряков-подводников. Семь членов экипажа «К-159» навсегда остались под водой. Списанная аварийная субмарина шла на буксире, прикрепленная тросами к четырем судоподъемным понтонам. Тросы, которыми подводная лодка крепилась к понтонам, оборвались. По словам специалистов, причина этому проста: экономили во всем – в выборе способа буксировки, в выделении сил обеспечения (одно спасательное судно обеспечивало сразу две буксируемые подводные лодки). Цена этой сомнительной экономии – безопасность и жизнь людей. В условиях пятибалльного шторма сначала оторвались тросы носовых понтонов, затем не выдержали и кормовые. В результате – забортная вода стала поступать внутрь корпуса «К-159». Как только это обнаружилось, Жемчужнов отдает подводникам приказ: «Надеть теплое белье, спасательные жилеты, собраться в третьем отсеке для эвакуации». Но экипаж продолжает вести борьбу на выживание, надеясь спасти свой корабль. Ребята до последнего момента не хотели верить в безвыходность ситуации. К тому же они психологически не готовы «выброситься» в ночной шторм, зная о том, что придется плыть в холодной воде в одном спасательном жилете (экономили даже на обеспечении личного состава специальными гидрокостюмами). Через полчаса Жемчужнов повторяет приказ – безрезультатно. Экипаж по-прежнему не желает покидать корабль. Информацию о состоянии тонущей подлодки получает и командный пункт флота. В ответ оттуда приходит запрос: «Кто старший на буксировке и сколько человек на борту «К-159»? И это во время спасательной операции, когда на счету каждая секунда! От КП флота так и не было получено ни одной рекомендации или конкретной помощи.

Следствие

30 августа, в полдень, Жемчужнова снимают с буксира вертолетом и доставляют к Главному Военному прокурору в Североморск. Сначала его допрашивают как свидетеля, но уже на следующий день он становится главным и единственным обвиняемым. Первый допрос без адвоката длился до двух часов ночи. С Сергея Жемчужнова взята подписка о невыезде. До окончания следствия и вынесения решения по уголовному делу издан приказ об отстранении от должности и досрочном увольнении с военной службы капитана 2 ранга Жемчужнова «За неисполнение обязанностей старшего на буксировке, самоустранение от проверки готовности АПЛ к буксировке, непринятие решительных мер по укрытию на рейде Кильдин и по спасению экипажа». Главная Военная прокуратура РФ создала следственную комиссию по этому делу, которая провела десятки экспертиз и проверок, расшифровала записи переговоров АПЛ «К-159» с буксиром и КП флота, провела большую работу, разобравшись во всех обстоятельствах трагедии. Вскоре уголовное дело было заведено на командующего СФ адмирала Геннадия Сучкова. В мае 2004 года суд признал его единственным виновным в халатном отношении к возложенным на него служебным обязанностям в период руководства организацией перевода и обеспечения безопасности морской буксировки подводной лодки.
Оправдание

Следствие по делу о гибели АПЛ «К-159» и девяти членах ее экипажа велось год и семь месяцев. 14 мая 2005 года уголовное дело против капитана 2 ранга Сергея Жемчужнова было прекращено Военной прокуратурой СФ в связи с отсутствием в его действиях состава преступления. Но вопреки действующему законодательству РФ ни восстановления в должности, ни извинений Военного прокурора и Командования флота за поруганное достоинство и честное имя офицер не получил.

Борьба
После отказа Командования СФ в восстановлении в должности и досрочного увольнения с военной службы Сергей Жемчужнов решил самостоятельно бороться за свои законные права. Он считает, что виной всему – испокон века существующий принцип единоначалия в Вооруженных Силах, когда звание военнослужащего практически лишает человека всех прав. В гарнизоне Гремиха сослуживцы – на стороне Жемчужнова, только об этом не желает знать руководство флота. Сколько унижений и боли прошел за эти полтора года офицер, писать не хочется. Это наверняка известно каждому, столкнувшемуся с абсурдами отечественной правовой системы. Хочу лишь дословно привести слова капитана 2 ранга Сергея Жемчужнова из объяснения по делу кассационной жалобы: «После всего пережитого для меня является очевидным»:
1. Я абсолютно убежден, что результаты следствия в отношении меня Министру обороны РФ никто не докладывал, и все решения принимались формально кадровыми органами СФ, хотя властью Министра обороны РФ предоставленная им доверенность их не наделяет, и без обращения общественности через СМИ я не добьюсь справедливости в восстановлении своих прав. К этому меня подталкивает допущенное по отношению ко мне беззаконие и произвол.
2. Весь ход событий выработал у меня крайне негативное отношение к службе под командованием людей, которые не имеют собственной точки зрения или боятся признать свои ошибки, перекладывая всю ответственность на плечи подчиненных.

3. Для меня самое главное, что никто из потерпевших – членов семей погибших подводников, которые присутствовали на судебном процессе бывшего командующего СФ адмирала Сучкова Г.А., не опротестовали Постановление о прекращении уголовного дела в отношении гибели АПЛ «К-159» и меня. Конечной моей целью является увольнение из рядов ВС РФ…»
Послесловие

Атомная подлодка до сих пор лежит на глубине 238 метров, и операция по ее подъему будет стоить государству миллионы долларов. Как-то мелко по сравнению с этой суммой выглядят послевоенного года выпуска понтоны, которые «навесили» на лодку, экономя на дизельном топливе…Подводники верят, что души погибших товарищей остаются на борту субмарины, там, на дне море. И оно мстит людям за их алчность, халатность и произвол.

29.08.2008

Источник: www.upp.org.ua/, автор: Сергей Жемчужнов
Источник: http://www.navy.ru/news/dayinhistory/index.php?ELEMENT_ID=2350

Новости

Добавить комментарий

ФИО: 
E-mail: 
Тема: 
Комментарий: 
Код подтверждения:

Поиск по сайту

Помощь сайту

руб.
Яндекс.Деньгами на счёт 41001216436720

Наши друзья

Сайт храма святителя Василия Великого (на Горке) г.Псков «АВТОНОМКА» Александра Викторова «Академия русской символики «МАРС»



Rambler's Top100 Яндекс цитирования
 
© 2007 — 2012 БАПЛ Псков www.baplpskov.ru
CMS HostCMS