Большая атомная подводная лодка  Псков
 

Одинокий «Ясень» против стаи «Вирджиний»

ВМС США спустили на воду новую многоцелевую атомную подводную лодку USS South Dakota (SSN-790).
Она относится к семейству лодок четвертого поколения «Вирджиния». Церемония состоялась на верфи
города Гротона (штат Коннектикут). Дэнни Демпси, супруга бывшего председателя Объединенного комитета
начальников штабов США Мартина Демпси, разбила о субмарину бутылку шампанского.
По этому поводу The National Interest написал, что подводный флот США обогатился самой современной лодкой,
при строительстве которой были применены новейшие технологии. И что «Южная Дакота» является «самой
незаметной среди американских подводных лодок». Никакие технические подробности при этом не сообщаются.
Заявление о технологическом прорыве данной лодки выглядит странно. Существенной новизной по отношению
к уже имеющимся субмаринам обладают лодки нового типа. Правда, технологическое развитие в определенных
пределах имеет место и внутри конкретного семейства лодок. И реализуется оно скачкообразно — от серии к серии
(американцы называют их блоками).

Во временном отношении серии отделяют друг от друга пять-семь лет. Промежуток вполне достаточный для того,
чтобы появились новые инженерные идеи, на основании которых можно частично улучшить тактико-технические
характеристики.
Создание многоцелевых атомных подводных лодок четвертого поколения «Вирджиния» началось в конце 80-х годов
для замены лодок типа «Лос-Анджелес», которые начали строиться сразу после окончания Вьетнамской войны.
Первая лодка, носящая имя семейства субмарин — «Вирджиния» — была введена в строй в 2004 году. В первой серии
были построены 4 лодки. Во второй серии — 6 лодок, которые вводились в строй с 2008 по 2013 год.
Однако технологического продвижения вперед при переходе ко второй серии не было. Конструкторы исправляли огрехи,
допущенные в разработке первой серии. Самым серьезным изъяном стала неустойчивость звукопоглощающего покрытия
к морской воде. «Облицовка» частично отслаивалась и сама становилась источником дополнительных шумов. Новшества
были введены в третьей серии (8 лодок), к которой относится и «Южная Дакота». Причем она не открывает серию, а седьмая
по счету.

Важнейшее модернизационное мероприятие третьей серии — замена двенадцати вертикальных пусковых установок для 
крылатых ракет «Томагавк» на две пусковые установки револьверного типа, каждая из которых обслуживает 6 «Томагавков».
Также был заменен носовой сонар со сферической антенной на подковообразную антенну. Разработчики утверждают, что 
новая гидроакустическая станция имеет большую чувствительность и избирательность. Таким образом, говорить о «небывалых»
характеристиках следует в отношении не одной «Южной Дакоты», а всех восьми лодок третьей серии, начиная с введенной в 
строй в 2014 году «Северной Дакоты» (SSN-784) и кончая «Делавэром» (SSN-791) — эта субмарина была заложена в апреле
прошлого года на верфи в Ньюпорте. К тому же вряд ли они такие уж «небывалые» для американского подводного флота, как 
утверждает The National Interest. Дело в том, что в ВМФ США эксплуатируются 3 многоцелевые подлодки «Сивулф»
(Морской волк — англ.), которые должны были заменить субмарины «Лос-Анджелес». Однако из-за их дороговизны предпочтение
отдали более простым и дешевым лодкам «Вирджиния».
У «Морского волка» и шумность ниже, и более мощное вооружение — 50 торпед или крылатых ракет «Гарпун» или «Томагавк»,
запускаемых через торпедные аппараты. Так что об уникальности «Южной Дакоты» говорить не приходится.

Многоцелевые подводные лодки, к которым относится и «Вирджиния», предназначены для борьбы с подводными лодками и 
надводными кораблями противника, а также для нанесения ракетных ударов по береговым целям. Для этого они вооружены
как торпедами, так и крылатыми ракетами.

А что у нас?
В ВМФ России есть лодка, которая решает те же самые задачи и относится к четвертому поколению. Это ПЛАРК (подводная
лодка атомная с крылатыми ракетами) проекта 885 «Ясень». Пока только одна — К-560 «Северодвинск», принятая в строй в 
июне 2014 года. Вторая лодка, К-561 «Казань», построенная по модернизированному проекту 8851 «Ясень-М», была спущена
на воду весной этого года. У нее снижена шумность и частично заменено оборудование. В обозримом будущем должны появиться
еще 5 лодок, все они находятся в постройке.

Вряд ли можно говорить и об уникальности третьей серии «Вирджиний» по отношению к российским «Ясеням». Важнейшие
показатели эффективности подводной лодки — ее малошумность, а также способность обнаруживать подводные и надводные
цели на максимально возможном удалении. В отношении первого параметра сказать особенно нечего. Вряд ли «Вирджиния»
и «Ясень» тут сильно отличаются друг от друга. Прежде всего потому, что и американские, и российские конструкторы
использовали примерно одни и те же методы снижения шумности. Гребной винт в фенестроне, особое покрытие корпуса,
снижение количества шумящих механизмов (например, особая конструкция трубопроводов в атомном реакторе исключила
необходимость использования перекачивающих насосов), двойное демпфирование всего, что вибрирует и прочие приемы
борьбы с шумами. При этом у «Сивулфа» использованы более мощные приемы. Так, в качестве движителя в нем применен
водомет, а не грибной винт. При этом у «Морского волка» и самая высокая скорость подводного хода.

Что касается возможностей гидроакустических станций двух лодок, то реальное повышение качества на «Вирджинии» было
достигнуто, начиная с третьей серии. К ней относится и «Южная Дакота». На «Ясене» же изначально была введена прогрессивная
система за счет оригинальной компоновки лодки. Передняя часть была освобождена от торпедных аппаратов, смещенных к центру
(впервые в истории подводного флота), освободившееся пространство было отдано аппаратуре гидролокации, как пассивной, так 
и активной. Помимо носовой антенны есть и еще две, расположенные по бокам лодки. Таким образом, ГАС «Иртыш-Амфора»
обладает характеристиками, которые существенно выше, чем на лодках третьего поколения. И уж никак не может уступать
показателям ГАС модернизированной «Вирджинии». При этом следует учитывать и то обстоятельство, это эффективность
современных ГАС существенно зависит от способов математической обработки получаемых гидролокатором сигналов. И вот 
тут необходимо обратить внимание на параметр, который как бы к делу не относится, — на численность экипажа. На «Ясене» 64
офицеров и матросов, на «Вирджинии» — 134. Этот параметр указывает на степень автоматизации процессов управления
субмариной. А также на мощность вычислительных ресурсов лодки, которые, в частности, и обеспечивают автоматизацию.
Однако мощности компьютера используются и для решения широкого круга задач, среди которых и обработка информации,
которая поступает от антенны сонара. Необходимо подчеркнуть, что мощность компьютера — это не только количество набитых
в него процессоров и быстродействие исполнения операций. Тут, американцы, несомненно, впереди. Но и математические
алгоритмы обработки данных, и реализующие их программы. А вот тут русские наряду с индийцами считаются лучшими в 
мире специалистами.

Ну, и, наконец, о вооружении лодок. «Вирджиния» имеет 4 торпедных аппарата, 26 торпед и 12 крылатых ракет. У «Ясеня»
10 ТА, 30 торпед, 32 крылатые ракеты. Но разница не только количественная, но и качественная. На «Вирджинии» установлены
533-мм торпеды Mark 48 Mod 6, максимальная дальность которых равна 55 км, а скорость — 50 узлов. На «Ясене» — торпеды
«Физик», также как и американские, самонаводящиеся. Их дальность — 50 км, скорость — 50 узлов. Однако на второй лодке,
«Казани», будет уже «Футляр» с дальностью в 60 км и максимальной скоростью, равной 65 узлам.
Разрыв в качестве ракетного оружия более серьезный. Американские ракеты Tomahawk Block IV способны переносить
340-килограммовую осколочно-фугасную боеголовку на расстояние в 1600 км. К слабым сторонам ракеты следует отнести
невысокую способность к маневрированию при скорости в 800 км/ч. Российские ракеты «Калибр» способны преодолевать
расстояние в 2600 км. Причем, если «Томагавк» предназначен для стрельбы по береговым и надводным целям, то среди
модификаций «Калибра» есть ракета, способная поражать подводные лодки. На «Ясень» также предполагается устанавливать
противокорабельные ракеты «Оникс», имеющие скорость в 2,6 М и низкий профиль полета. Также есть планы оснастить «Ясень»
дальнобойными крылатыми ракетами Х-101/102. Они могут иметь как обычную, так и ядерную боеголовку. Дальность — 5500 км 
на околозвуковой скорости. Максимальное отклонение от цели не превышает 6 метров. Данная ракета расширит функциональность
«Ясеня», который сможет решать и стратегические задачи. А в начале 20-х годов предполагается установка гиперзвуковых ракет
«Циркон».

/Владимир Тучков, svpressa.ru/

04.11.2017

Фото с сайта Flot.com
Источник: https://zen.yandex.ru/?clid=101

Новости

Добавить комментарий

ФИО: 
E-mail: 
Тема: 
Комментарий: 
Код подтверждения:

Поиск по сайту

Помощь сайту

руб.
Яндекс.Деньгами на счёт 41001216436720

Наши друзья

Сайт храма святителя Василия Великого (на Горке) г.Псков «АВТОНОМКА» Александра Викторова «Академия русской символики «МАРС»



Rambler's Top100 Яндекс цитирования
 
© 2007 — 2012 БАПЛ Псков www.baplpskov.ru
CMS HostCMS