Большая атомная подводная лодка  Псков
 

Индонезия готовится к гонке подводных вооружений

Об авторе
Ристиан Атрианди Саприянто – исследователь-аналитик отдела вопросов морской безопасности школы международных исследований С. Раджаратнама в Наньянском технологическом университете (Сингапур), ранее – специалист исследовательского центра сотрудничества стран Восточной Азии в Индонезийском университете.

Индонезия к концу 2011 года должна выбрать подрядчика для строительства трех дизель-электрических подводных лодок. Предстоящий контракт говорит о решимости правительства модернизировать ВМС в условиях гонки вооружений в Юго-Восточной Азии. Главными претендентами на контракт стоимостью 1,1 млрд дол сегодня являются южнокорейская компания Daewoo Shipbuilding and Marine Engineering и немецкий холдинг ThyssenKrupp Marine Systems в сотрудничестве с турецкой военно-морской верфью Гёльджюк. Новые лодки заменят две устаревшие ДЭПЛ типа 209/1300, приобретенные у Германии в 1981 году, из которых сегодня и состоит индонезийский подводный флот.

Впрочем, по мнению ряда источников, планы Джакарты не ограничатся обновлением подводного флота и выльются в полномасштабное наращивание сил. Минимально необходимыми правительство государства считает 6-12 подводных лодок, приобретенных к 2029 году. С другой стороны, критики задаются вопросом, а не превратится ли модернизация или даже расширение подплава в косметическую, сугубо символическую меру, как это часто случается.

Особенности контракта
Новые подводные лодки попали в список приоритетов Джакарты в 2005 году, когда ВМС обнародовали концепцию «флота зеленой воды» дословном переводе). Как заявил в 2006 году тогдашний командующий ВМС Индонезии адмирал Сламет Собиджанто, «флот зеленой воды» должен быть создан к 2020 году и будет представлять собой переходную ступень между прибрежным «флотом коричневой воды» и океанским «флотом голубой воды». Реализация плана не раз откладывалась по финансовым соображениям. Например, в 2006 году стало известно о намерении Джакарты приобрести у России 4 ДЭПЛ типа «Кило» и 2 ДЭПЛ типа «Амур-950». Сделка не состоялась: оказалось, что Индонезия не в состоянии внести затребованный 15%-й аванс. В 2010 году Индонезия решила выбрать поставщика новых лодок из предприятий России, Франции, Германии и Республики Корея. В середине 2011 года флот исключил из списка конкурентов российскую ПЛ типа «Кило» и немецкую типа 209, оставив в нем южнокорейскую лодку типа 209/1200 Chang Bogo и французскую Scorpene.

Мнения о предпосылках такого решения разделились. Некоторые эксперты считают, что Джакарта отдает предпочтение лодкам меньшего водоизмещения, нежели «Кило» и «Амуры». Другие уверены, что Россия и Германия просто слишком поздно выступили со своими предложениями. Полагают также, что три южнокорейские лодки вместо двух французских за одну и ту же цену кажутся Джакарте более предпочтительными.
Германия вновь присоединилась к соперничеству посредством Турции: теперь в конкурсе участвует турецкая верфь Гёльджюк, которая в случае победы построит две лодки по лицензии Howaldtswerke-Deutsche Werft, при этом одна «бонусная» лодка будет передана в лизинг. И все же считается, что две лодки не устроят Джакарту. Кроме того, Индонезия имеет 30-летний опыт сотрудничества с Республикой Корея по линии ВПК: южнокорейцы строили Джакарте патрульные и десантные корабли, ремонтировали ПЛ типа Cakra. По данным издательства Jane's, Сеул также получит 8 индонезийских военно-транспортных самолетов CN-235 в обмен на 2 ДЭПЛ типа Chang Bogo. Подобный обмен традиционен для ВС Индонезии.

Вопрос о том, будет ли установлена на новые лодки воздухонезависимая энергетическая установка (ВНЭУ), остается открытым. Наличие ВНЭУ существенно увеличивает продолжительность нахождения ПЛ в погруженном состоянии. Однако с учетом того, что даже скромное предложение оснастить южнокорейские Chang Bogo РЛС бокового обзора, повышающими дальность и точность обнаружения целей, было отвергнуто, можно сделать вывод, что ВНЭУ вряд ли появится на индонезийских лодках в ближайшем будущем: наличие системы увеличивает не только стоимость ПЛ, но и затраты на ее эксплутацию и обслуживание. Однако не исключено, что ВНЭУ будет установлена на ПЛ в дальнейшем, при лучшем финансовом климате.
Стоит отметить, что впервые ПЛ Индонезии будут вооружены противокорабельными крылатыми ракетами, вероятно, SM-39 Exocet, при этом в плане торпедного вооружения Джакарта останется верной местному поставщику, как и в случае с вооружением ПЛ типа Cakra. Контракт на поставку лодок включит в себя передачу технологии. Первые две лодки, вероятно, будут построены на южнокорейских верфях, третья – на верфи индонезийской компании PT. PAL. Впрочем, при столь ограниченной серии вряд ли можно рассчитывать, что Джакарта освоит технологию строительства подводных лодок: здесь требуется строительство не одного десятка ПЛ и десятилетия накопления практического опыта.

Скромная история подплава…
Опыт подсказывает, что флоту Индонезии придется пройти долгий путь, прежде чем военно-морская техника, особенно ПЛ, получит эффективное применение. Оперирование флотом подводных лодок предъявляет высочайшие требования к уровню подготовки экипажей и, в частности, их технологической грамотности, благодаря которой и реализуется преимущество подводного флота: выполнение боевых задач в условиях скрытности. Без этого преимущества ПЛ – консервная банка в море. Лодка с самой скромной технологической оснасткой, но с грамотным экипажем остается реальной угрозой надводным кораблям. Доказательство тому – потопление южнокорейского корвета Cheonan ПЛ КНДР 26 марта 2010 года.
Первые подводные лодки появились в составе ВМС Индонезии в начале 1960-х годов. Ими стали 12 ПЛ проекта 613 (Whiskey по классификации НАТО), переданные Джакарте Советским Союзом. Лодки в 1961-1962 гг. приняли участие в боевых действиях у берегов Голландской Новой Гвинеи, в 1963-1966 гг. – в индонезийско-малайзийской конфронтации. При этом наступательный потенциал этих ПЛ был ограничен особенностями проекта. После охлаждения в середине 1960-х дипломатических отношений с Москвой лодки проекта 613 были постепенно выведены из состава флота.

Однако для поддержания подплава Джакарта воспользовалась дипломатическим сближением с Западом и в 1981 году приобрела у ФРГ две ПЛ типа 209/1300 (Cakra), которые числятся в составе индонезийских ВМС поныне.

…и здоровые амбиции
Похоже, военачальники индонезийского флота усвоили уроки истории. Так, на начало 2012 года планируется завершение подготовки к совместным учениям подводных сил Индонезии, США, Сингапура и Республики Корея. Очевидно, предстоящие маневры ознакомят Джакарту с новейшими доктринальными и оперативными тенденциями в искусстве подводной войны.

Каким бы ни оказался итог намерений ВМС Индонезии, Джакарта явно начала демонстрировать большую твердость характера государствам, оспаривающим ее суверенитет над морскими акваториями. Несомненно, курс на модернизацию обусловлен, в частности, напористостью флота КНР в Южно-Китайском море и территориальным спором с Малайзией относительно района Амбалат у восточного побережья Калимантана. Недавно Джакарта увеличила бюджет военных закупок на 2012 год на 35% до 64,4 трлн индонезийских рупий (7,5 млрд дол). Резонно предположить, что в бюджет заложены и новые расходы на ВМС.

Обновление подводного флота Индонезии – только фрагмент будущей расстановки подводных сил государств Юго-Восточной Азии. Jane’s прогнозирует, что с учетом недавнего вступления в клуб стран-обладательниц собственного подводного флота Таиланда, Вьетнама и Филлиппин, к 2020 году в регионе будут действовать не менее 13 подводных лодок, что приведет к гонке противолодочных вооружений. А поскольку лучшее оружие против подводной лодки – подводная лодка, амбиции Джакарты вполне обоснованы.

14.11.2011

Текст: Eurasia Review, Ристиан Атрианди Саприянто Перевод: Центральный Военно-Морской Портал
Источник: http://www.flot.com/nowadays/concept/opposite/indonesiaweaponsrace/

Новости

Добавить комментарий

ФИО: 
E-mail: 
Тема: 
Комментарий: 
Код подтверждения:

Поиск по сайту

Помощь сайту

руб.
Яндекс.Деньгами на счёт 41001216436720

Наши друзья

Сайт храма святителя Василия Великого (на Горке) г.Псков «АВТОНОМКА» Александра Викторова «Академия русской символики «МАРС»



Rambler's Top100 Яндекс цитирования
 
© 2007 — 2012 БАПЛ Псков www.baplpskov.ru
CMS HostCMS